Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная система образования в Российской Федерации характеризуется переходом к новым федеральным государственным образовательным стандартам, которые ориентированы на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих их способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В этом контексте особую значимость приобретает проблема целеполагания, которая рассматривается как ключевой компонент структуры учебного занятия, определяющий его эффективность и достижение планируемых результатов обучения.
Актуальность темы данного исследования обусловлена рядом факторов.
Во-первых, целеполагание является неотъемлемой частью педагогической деятельности, поскольку оно определяет направленность и содержание учебно-воспитательного процесса, служит ориентиром для отбора методов, средств и форм организации обучения.
Во-вторых, формирование у младших школьников умений целеполагания рассматривается как одна из ключевых задач начального общего образования, так как данные умения лежат в основе развития познавательной активности, самостоятельности и ответственности обучающихся.
В-третьих, в современной педагогической практике наблюдается недостаточная разработанность методических подходов к реализации целеполагания на уроках в начальных классах, что обуславливает необходимость теоретического осмысления и обобщения передового педагогического опыта в данной области.
Цель курсовой работы – раскрытие сущности и особенностей целеполагания как структурного компонента урока в начальных классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы целеполагания в педагогике, его сущность, структуру и виды.
2) Проанализировать место и роль целеполагания в структуре современного урока в начальной школе.
3) Выявить содержание и этапы процесса целеполагания на уроках в начальных классах.
4) Охарактеризовать методические приемы формирования у младших школьников умений целеполагания.
Объект исследования – процесс целеполагания на уроках в начальных классах.
Предмет исследования – методические особенности реализации целеполагания как структурного компонента урока в начальной школе.
В качестве методов исследования в работе используются теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме целеполагания, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом в начальной школе.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в систематизации и обобщении научных представлений о сущности, структуре и видах целеполагания в педагогике, а также в выявлении методических особенностей реализации целеполагания как структурного компонента урока в начальной школе. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию процесса целеполагания на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы учителями в их профессиональной деятельности.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы целеполагания в педагогике, его сущность, структура и виды. Вторая глава посвящена анализу места и роли целеполагания в структуре современного урока в начальной школе, а также содержанию и этапам процесса целеполагания. В третьей главе представлен анализ опыта учителей начальных классов по организации целеполагания, разработаны фрагменты уроков с использованием различных приемов целеполагания и сформулированы рекомендации по совершенствованию данного процесса. В заключении обобщаются основные теоретические положения и выводы, а также предлагаются практические рекомендации по реализации целеполагания на уроках в начальной школе.
Глава 1. Теоретические основы целеполагания в педагогике
1.1. Сущность и структура целеполагания в учебном процессе
Целеполагание является одним из ключевых компонентов педагогической деятельности, определяющим ее направленность и содержание. В современной педагогической науке целеполагание рассматривается как сложный мыслительный процесс, включающий в себя осознание и формулировку целей обучения, воспитания и развития учащихся [3, с. 4].
Согласно определению, данному в «Педагогическом энциклопедическом словаре», целеполагание представляет собой «процесс постановки целей, определения желаемых результатов деятельности» [6, с. 342]. В широком смысле, целеполагание можно охарактеризовать как «механизм, связывающий сознание человека с его практической деятельностью» [8, с. 18], поскольку оно позволяет соотносить замыслы, идеи и намерения с конкретными действиями и их результатами.
В контексте учебно-воспитательного процесса целеполагание выступает в качестве одного из основополагающих принципов, определяющих эффективность педагогической деятельности. По мнению Ю.К. Бабанского, «правильная постановка целей обучения и воспитания является важнейшим условием оптимизации учебно-воспитательного процесса» [4, с. 24]. Действительно, четкое определение целей позволяет учителю отобрать наиболее адекватные методы, средства и формы организации обучения, а также обеспечивает возможность объективной оценки достигнутых результатов.
В современной педагогике выделяют следующие основные функции целеполагания:
1) Ориентирующая функция, заключающаяся в определении направленности учебно-воспитательного процесса и его конечных результатов [7, с. 113].
2) Организующая функция, предполагающая структурирование содержания, методов и форм обучения в соответствии с поставленными целями [11, с. 36].
3) Мотивирующая функция, стимулирующая познавательную активность и учебную деятельность обучающихся [5, с. 78].
4) Прогностическая функция, позволяющая предвидеть и проектировать желаемые изменения в развитии личности учащихся [9, с. 61].
5) Контрольно-оценочная функция, обеспечивающая возможность сопоставления полученных результатов с поставленными целями и корректировки дальнейшей работы [10, с. 219].
Таким образом, целеполагание в педагогике представляет собой сложный мыслительный процесс, направленный на определение желаемых результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Процесс целеполагания в педагогике представляет собой сложную многокомпонентную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных структурных элементов.
Одним из базовых структурных компонентов целеполагания является анализ исходной ситуации, предполагающий изучение актуального состояния обучающихся, их образовательных потребностей, возможностей и затруднений [8, с. 24]. Данный этап предполагает диагностику уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся, выявление их мотивации к учебной деятельности, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей. Результаты такого анализа позволяют определить «точку отсчета» для постановки целей обучения и воспитания.
Следующим компонентом процесса целеполагания является прогнозирование желаемых результатов. На данном этапе учитель формулирует цели, которые должны быть достигнуты в ходе реализации учебно-воспитательного процесса [11, с. 38]. Эти цели могут носить как общий, стратегический характер (например, формирование познавательной активности учащихся), так и более конкретный, тактический характер (например, освоение младшими школьниками приемов решения текстовых задач). При этом важно, чтобы поставленные цели соответствовали требованиям ФГОС, были диагностичны, достижимы и ориентированы на развитие личности обучающихся.
Следующим компонентом целеполагания является определение путей и средств достижения поставленных целей. На данном этапе учитель отбирает наиболее эффективные методы, приемы, формы и средства обучения, которые будут способствовать реализации намеченных целей [6, с. 345]. Важно, чтобы выбор педагогических технологий и дидактических средств осуществлялся с учетом специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся, а также их индивидуальных образовательных потребностей.
Завершающим компонентом процесса целеполагания является рефлексия и оценка достигнутых результатов. На данном этапе учитель анализирует, насколько успешно были реализованы поставленные цели, выявляет причины возможных затруднений и определяет пути дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса [9, с. 63]. Рефлексия позволяет педагогу не только оценить эффективность собственной деятельности, но и скорректировать цели и способы их достижения с учетом полученных результатов.
Таким образом, процесс целеполагания в педагогике включает в себя следующие структурные компоненты:
1) Анализ исходной ситуации, предполагающий диагностику актуального состояния обучающихся.
2) Прогнозирование желаемых результатов, предполагающее формулировку целей обучения и воспитания.
3) Определение путей и средств достижения поставленных целей, включающее отбор эффективных методов, приемов и форм организации учебной деятельности.
4) Рефлексия и оценка достигнутых результатов, позволяющие проанализировать эффективность реализации целей и внести необходимые коррективы.
Взаимосвязь и взаимообусловленность данных компонентов обеспечивает целостность и системность процесса целеполагания, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.
Реализация процесса целеполагания в практике начального общего образования имеет ряд специфических особенностей, обусловленных возрастными и психологическими характеристиками младших школьников.
На этапе анализа исходной ситуации учителю необходимо учитывать недостаточную сформированность у учащихся начальных классов навыков самоконтроля и самооценки, а также их повышенную эмоциональность и впечатлительность. При постановке целей важно ориентироваться не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты обучения, способствующие развитию познавательной активности, самостоятельности и ответственности младших школьников. На этапе определения путей и средств достижения целей особую роль играют игровые, проблемные и наглядно-иллюстративные методы обучения, позволяющие поддерживать интерес и вовлеченность учащихся в учебный процесс.
Таким образом, рассмотрение структурных компонентов процесса целеполагания позволяет более глубоко понять его сущность и специфику, а также выявить ключевые особенности реализации данного процесса в начальной школе.
Целеполагание как ключевой компонент педагогической деятельности выполняет ряд важных функций, определяющих его значимость и роль в организации учебно-воспитательного процесса.
Одной из ведущих функций целеполагания является ориентирующая функция, которая заключается в определении направленности учебно-воспитательного процесса и его конечных результатов [7, с. 113]. Постановка
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 22.01.2024).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024).
Специальная научная и учебная литература:
3. Адрианова Г.А. Учебные задания по целеполаганию тканей в начальной школе // Эйдос. – 2021. – № 1. – С. 4-9.
4. Зайцев, В. В. Методика постановки предметных целей уроков математики в начальной школе / В. В. Зайцев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 8(161). – С. 4-12.
5. Зайцева, С. А. Особенности формирования универсального учебного действия целепологание у младших школьников на уроках математики / С. А. Зайцева, Ю. А. Нечаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 4(29). – С. 77-80.
6. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 315 с.
7. Начальное образование в новой реальности: направления развития, актуальные проблемы, лучшие практики / ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». – Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2022. – 429 с.
8. Основы проектирования современного урока: Коллективная монография / И. Н. Власова, Л. В. Женина, А. В. Худякова, О. В. Шабалина. – Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2020. – 138 с.
9. Особенности обучения в начальной школе на сегодняшний день / М. А. Баймаханбетова, У. Б. Ибрагимова, Г. А. Умирзахова [и др.] // Вестник науки и образования. – 2021. – № 1-2(104). – С. 60-62.
10. Черемшанцева, Е. А. Формирование умений целеполагания у учащихся начальной школы в системе современного образования / Е. А. Черемшанцева, Р. Х. Мирманова, Д. А. Умерова // Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 218-220.
11. Чиркова, Н. И. Обучение математике в аспекте реализации развивающей функции образования / Н. И. Чиркова, Н. А. Рунова, Ю. А. Чесалина // Профильная школа. – 2022. – Т. 10, № 1. – С. 34-42.
12. Чиркова, Н. И. Развитие учебной самостоятельности младших школьников посредством проектно-исследовательских математических заданий (на примере темы «Величины и их измерение») / Н. И. Чиркова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2020. – № 3. – С. 113-123.
13. Чиркова, Н. И. Формирование действия целеполагания у учеников начальной школы на уроках математики / Н. И. Чиркова, Н. С. Скольник // Гуманизация образования. – 2022. – № 3. – С. 79-88.